Рабочая программа ЦСЯ 5-6 класс

1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании «Стандарта православного компонента начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования Российской Федерации», Стандарта православного
компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений
Российской Федерации», типовых программ по церковнославянскому языку, программы по церковнославянскому
языку
Цели.
Изучение церковнославянского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
 формирование представления о церковнославянском языке как величайшей ценности, достоянии
общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов, раскрытие его социокультурного и
исторического значения для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, его
величия и богатства как языка богослужения Русской Православной Церкви;
 духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование у них национального самосознания и
гражданской идентичности;
 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
овладение церковнославянским языком, осмысленное участие в богослужении;
 освоение знаний об особенностях функционирования церковнославянского языка как языка богослужения; об
основных традициях церковнославянского языка, динамике его развития; исторической перспективе русского языка,
взаимодействии церковнославянского и русского языка;
 обогащение представлений о разнообразии стилей русского языка через знакомство с новыми жанрами, такими,
как проповедь, житие, молитва и др.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных
компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение навыками чтения и понимания церковнославянского
текста, основами культуры письменной речи, базовыми умениями и навыками использования церковнославянского
языка.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о
фонетике, грамматике, лексике, синтаксисе ЦСЯ, основных исторических процессах языка, о церковнославянском
языке как общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
освоение необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-славистах; развитие умения пользоваться
этимологическими, толковыми словарями, словарями церковнославянского языка.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание церковнославянского языка, как формы выражения
национальной культуры, и национальных культур славянских народов, взаимосвязи церковнославянского языка и
истории
народа,
национально-культурной
специфики
церковнославянского
языка,
осознание
роли
древнецерковнославянского языка как общего литературного языка всех славянских народов.
Учебно-познавательная компетенция – развитие общеучебных и специальных учебных умений, позволяющих
совершенствовать учебную деятельность по овладению церковнославянским языком.
Задачи:
1. Дать представление о церковнославянском языке, раскрыть его величие и богатство как языка Богослужения
Русской Православной Церкви.
2. Помочь овладеть орфографическими и лексическими традициями церковнославянского языка.
3. Воспитать отношение к церковнославянскому языку как к величайшей ценности, достоянию
общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов.
4. Приобщать к истокам христианской письменности, к основам славянской литературы и культуры.
5. Воспитание духовности через осмысленное и глубокое постижение текстов духовного содержания, осознанное
участие в литургической жизни Церкви.
6. Развивать у учащихся умения и навыки правильного и полного понимания церковнославянских текстов при
чтении и восприятии текста на слух.

7. Развивать навык активного владения церковнославянским языком в области орфографии, морфологии, навыки
редактирования церковнославянских текстов.
8. Формировать мотивацию к воцерковлению и духовно-нравственному совершенствованию воспитанников
через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях на клиросе (чтение молитв, псалмов,
тропарей)
9. Формировать общеучебные навыки и умения: чтения на церковнославянском языке, перевод слов.
УМК
1. Архипова И.Г. Церковнославянский язык. 5 класс: М. ОПС, 2016.
2. Миронова Т.Л. Церковнославянский язык. 6 класс: М. Издательский Совет РПЦ, 2007г.
3. Плетнёва А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. 7 класс: Москва, 2006
Учебный план образовательного учреждения ЧОУ «Гимназия имени Святейшего Патриарха Алексия Второго» на
этапе основного общего образования включает 68 часов для обязательного изучения образовательной области
«Церковнославянский язык». Срок реализации программы 1 год.
• в 5-м классе – 34 ч. из расчета 1 час в неделю
• в 6-м классе – 34ч. из расчета 1 час в неделю

2.Результаты изучения предмета «Церковнославянский язык»
Личностные результаты:
1) осознание церковнославянского языка как языка православного богослужения, ключа к невещественным
сокровищам нашей духовности, хранителя исторической памяти, духовности и самосознания поколений
соотечественников;
2) осознание духовной ценности церковнославянского языка; уважительное отношение к языку православного
богослужения; потребность сохранить церковнославянский язык как богодухновенный; стремление к речевому
самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметные результаты:
1) развитие логики исторического языкового развития русского и индоевропейских языков, умение
оперировать семиотической информацией, высокая языковая культура и информационная поисковая активность,
навыки чтения и понимания текста, формирование знаково-символических и коммуникативных универсальных
учебных действий, формирование позиции гражданина, ответственного за сохранение духовности и исторической
памяти народа;
2) чтение и понимание церковнославянского текста, осознанное участие в православном богослужении.
Аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации церковнославянского текста (коммуникативной установки, темы текста,
основной мысли; основной и дополнительной информации);
 владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим)
церковнославянских текстов разных стилей и жанров;

адекватное восприятие на слух церковнославянских текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая учебные книги и
таблицы, схемы, диаграммы, электронные учебные пособия, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать церковнославянские тексты разных жанров с точки зрения

их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

способность прочитать церковнославянский текст с соблюдением правил чтения и верной
интонации;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,
языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств
аргументации;
• применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать
филологическую грамотность как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение
полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
• коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами изучения церковнославянского языка в основной школе являются:

•
знания об истории возникновения славянской письменности и роли свв. равноап. Кирилла и
Мефодия в просвещении славян,
•
понятие ЦСЯ, церковнославянской азбуки и нумерации, основных особенностей
церковнославянского языкового строя,
•
умения читать и писать церковнославянский текст;
•
представление о роли церковнославянского языка как первого литературного языка славян, языка
восточнохристианского богослужения, средстве сохранения православной духовности и преемственности
поколений, сокровищнице исторической памяти российского народа, средстве связи, консолидации и единения
с родственными славянскими народами;
•
понимание места церковнославянского языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
•
усвоение основ научных знаний о церковнославянском языке; понимание взаимосвязи его уровней
и единиц;
•
представление о жанрах церковнославянского языка;
•
овладение основными лексическими ресурсами церковнославянского языка;
•
овладение основными нормами чтения церковнославянского текста, нормами речевого этикета и
использование их в своей церковной и повседневной практике;
•
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
•
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным жанрам,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
•
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии
и использование их в собственной речевой практике;
•
осознание эстетической функции церковнославянского языка, способность оценивать эстетическую

сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Над предметными результатами изучения церковнославянского языка в основной школе является осмысленное
участие школьников в православном богослужении.
3. Содержание предмета.
5 класс (1час в неделю, 34ч. в год)
Урок

Тема

Часы

1

Вводный урок. Начало Великой Вечерни

1

2

Великая Вечерня (продолжение)

1

3

Великая Вечерня (продолжение)

1

4

Великая Вечерня (продолжение)

1

5

Великая Вечерня (продолжение)

1

6

Великая Вечерня (продолжение)

1

7

Великая Вечерня (продолжение)

1

8

Великая Вечерня (продолжение)

1

9

Великая Вечерня (продолжение)

1

10

Великая Вечерня (продолжение)

1

11

Великая Вечерня (продолжение)

1

12

Великая Вечерня (продолжение)

1

13

Великая Вечерня (продолжение)

1

14

Великая Вечерня (завершение)

1

15

Утреня Воскресная (начало). Шестопсалмие.

1

16

Утреня Воскресная. Шестопсалмие. (продолжение)

1

17

Утреня Воскресная. Шестопсалмие. (продолжение)

1

18

Утреня Воскресная. Шестопсалмие. (продолжение)

1

19

Утреня Воскресная. Шестопсалмие. (продолжение)

1

20

Утреня Воскресная. Шестопсалмие. (продолжение)

1

21

Утреня Воскресная. Шестопсалмие. (продолжение)

1

22

Утреня Воскресная. Шестопсалмие. (продолжение)

1

23

Утреня Воскресная. Шестопсалмие. (продолжение)

1

24

Утреня Воскресная.

1

25

Утреня Воскресная.

1

26

Утреня Воскресная.

1

27

Утреня Воскресная.

1

28

Утреня Воскресная.

1

29

Утреня Воскресная.

1

30

Утреня Воскресная.

1

31

Утреня Воскресная.

1

32

Утреня Воскресная.

1

33

Утреня Воскресная.(завершение).

1

34

Обобщающий урок по «Всенощному бдению»

1

6 класс (1 час в неделю – 34 часа в год)
Урок

Тема

Часы

1

Вводный урок. Проскомидия

1

2

Литургия оглашенных. Начальный возглас. Мирная

1

ектения. Антифоны.
3

Литургия оглашенных. Антифоны.

1

4

Литургия оглашенных. Антифоны.

1

5

Литургия оглашенных. Антифоны.

1

6

Литургия оглашенных. Антифоны.

1

7

Литургия оглашенных. Малый вход.

1

8

Литургия оглашенных. Малый вход и Трисвятое

1

9

Литургия оглашенных. Чтение Священного Писания

1

10

Литургия оглашенных. Чтение Священного Писания

1

11

Литургия оглашенных. Чтение Священного Писания.

1

Усердное моление
12

Литургия оглашенных. Заупокойное моление

1

13

Литургия оглашенных. Моление оглашенных

1

14

Литургия верных. Отпуст оглашенных. Моление

1

верных.
15

Литургия верных. Великий вход

1

16

Литургия верных. Великий вход

1

17

Литургия верных. Окончание моления верных.

1

18

Литургия верных. Окончание моления верных.

1

19

Литургия верных. Анафора.

1

20

Литургия верных. Анафора.

1

21

Литургия верных. Анафора.

1

22

Литургия верных. Анафора.

1

23

Литургия верных. Анафора. Приготовление ко

1

причащению.
24

Литургия верных. Приготовление ко причащению.

1

25

Литургия верных. Причащение.

1

26

Литургия верных. Причащение.

1

27

Литургия верных. Причащение.

1

28

Литургия верных. Причащение.

1

29

Литургия верных. Причащение.

1

30

Литургия верных. Окончание Литургии.

1

31

Литургия верных. Окончание Литургии.

1

32

Литургия верных. Окончание Литургии.

1

33

Литургия верных. Окончание Литургии.

1

34

Обобщающий урок по «Божественной литургии»

1

Материально-техническое обеспечение
Основная:
1. И.А. Гоячева, И.А. Корнилаева «Всенощное бдение».
2. И.А. Гоячева, И.А. Корнилаева «Божественная литургия».
Дополнительная
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на
церковнославянском языке с параллельными местами.: М., 1993.
Методическое обеспечение дисциплины
1. Таблицы по церковнославянскому языку.
2. Письеменник.
Оборудование:
1. Ноутбук.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран.
4. Звуковоспроизводящая аппаратура.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».