1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Постановлением от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Уставом гимназии. 1.2. Настоящее Положение определяет формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся гимназии по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также порядок ликвидации академической задолженности. 1.3. - Целями промежуточной (годовой) аттестации являются: установление фактического уровня теоретических знаний по предметам осязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного Госстандарта (а на период их отсутствия нормами, заложенными в реализуемых программах) во всех классах. - контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического графика изучения учебных предметов. 1.4. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой тестирования, экзамены, собеседования и контрольные работы, которые проводятся по итогам учебного года. Промежуточная (годовая) аттестация проводится: в 2-9-х классах по учебным предметам с недельной нагрузкой более одного учебного часа по четвертям; 2. Текущая аттестация учащихся. 2.1. Текущая аттестация учащихся – систематическая проверка образовательных (учебных) достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой и направленная на выстраивание максимально эффективного образовательного процесса в целях достижения планируемых общеобразовательных результатов программ, освоения предусмотренных основных федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня общего образования. 2.2. Текущей аттестации подлежат учащиеся всех классов школы. 2.3. Текущая аттестация учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий. Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика образовательных достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим работником в листе индивидуальных достижений по учебному предмету. 2.4. Форму текущей аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущей аттестации сообщается учителем администрации школы одновременно с представлением календарно-тематического графика изучения программы заместителю директора школы по учебной работе. 2.5. Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся оцениваются по 5-балльной системе. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку, за исключением: отметки за творческие работы по русскому языку и литературе в 5-9-х классах на следующем уроке; 2.6. Учащиеся, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе итогов их аттестации в этих учебных заведениях. 2.7. Отметки за четверть по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) предусмотренных и иным видам учебной деятельности, учебным планом, определяются как среднее арифметическое текущего контроля успеваемости, включая четвертную письменную работу, и выставляются всем обучающимся гимназии в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. 2.8. Учащимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, более 50 процентов учебного времени, отметка за четверть не выставляется или выставляется на основе результатов письменной работы или устного ответа педагогическому работнику в формах, предусмотренных для текущего контроля успеваемости, по пропущенному материалу, а также результатов четвертной письменной работы. 3. Промежуточная (годовая) аттестация учащихся. 3.1. Промежуточная аттестация – установление уровня освоения основной образовательной программы общего образования соответствующего уровня, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. 3.2. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в целях: - объективного установления фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения основной образовательной программы; - соотнесения результатов освоения образовательной программы с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня общего образования; - оценки достижений конкретного обучающегося, позволяющей выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в образовании; - оценки динамики индивидуальных образовательных достижений. 3.3. Промежуточная аттестация проводится для всех обучающихся гимназии со второго класса. 3.4. В качестве материалов для промежуточной аттестации могут быть использованы материалы МЦКО, системы СтатГрад, а также материалы, самостоятельно разработанные предметниками и предметными методическими объединениями. Решение о том, какие материалы будут использованы в ходе промежуточной аттестации, принимает малый педсовет в составе директора, заместителя директора по УД. 3.5. Промежуточная аттестация может проходить в письменной или устной формах, в режиме работы на компьютере — с последующей проверкой работы членами экзаменационной комиссии. 3.6. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации 3.6.1. Классификация форм проведения промежуточной аттестации: Письменные: - Диктант - Типовая контрольная работа по предмету; - Тестирование - Изложение (подробное или сжатое) - Сочинение Устные: - Проверка техники чтения (1-4 класс); - Защита реферата; - Устный экзамен; - Сдача нормативов по физической культуре; - Зачет; - Собеседование Компьютерные: - Тестирование с использованием компьютера (4-8 классы). 3.6.2. Содержание каждой формы промежуточной аттестации и система оценки. При проведении промежуточной аттестации в форме собеседования учащийся без подготовки отвечает на вопросы аттестационной комиссии по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщенного характера по всем темам образовательной программы данного года обучения по предмету. Оценивается по пятибалльной системе большинством голосов членов экзаменационной комиссии. При проведении промежуточной аттестации в форме устного экзамена учащийся отвечает на теоретические вопросы в рамках вытянутого им билета по предмету и выполняет практическое задание. Оценивается каждый вопрос и задание в отдельности по пятибалльной шкале. Отметкой за экзамен служит среднее арифметическое всех компонентов экзамена. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты реферата учащийся представляет реферат учителю-руководителю по предмету на рецензию за неделю до дня проведения промежуточной аттестации. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией, задает вопросы по содержанию реферата и по итогам защиты реферата выставляет оценку по пятибалльной шкале. При проведении промежуточной аттестации в форме сдачи нормативов (физ-ра) учащиеся выполняют упражнения, обозначенные обучающимся не позднее, чем за 3 месяца до промежуточной аттестации с таблицей результатов по их выполнению в соотношении с пятибалльной системой оценки (по ФГОС). По итогам выполнения комиссией выставляются отметки. Если было представлено несколько нормативов, то сначала оцениваются по таблице нормативов отдельные виды, а потом рассчитывается среднее арифметическое от общего числа оценок. При проведении промежуточной аттестации в форме проверки техники чтения (1-4 класс) учащимся предлагается незнакомый текст для чтения вслух. При проведении промежуточной аттестации в форме сочинения, учащимся предлагается свободная тема или с опорой на текст, оговаривается тип текста предстоящего сочинения. Оценивается работа по критериям с последующим переводом баллов в отметку по пятибалльной шкале. При проведении промежуточной аттестации в форме изложения учащимся дважды читается текст; обучающиеся по нему пишут подробное или сжатое изложение. Оценивается работа по критериям с последующим переводом баллов в отметку по пятибалльной шкале. При проведении промежуточной аттестации в форме контрольной работы, по предмету учащиеся выполняют работу с развернутыми решениями или рассуждениями, оформляя их письменно. Оценивается работа по критериям с последующим переводом баллов в отметку по пятибалльной шкале. При проведении промежуточной аттестации, в форме диктанта учащиеся пишут слова, предложения или текст; определяют и записывают понятие по его толкованию или дают толкование понятию и т.п. Оценивается работа по пятибалльной шкале. При проведении промежуточной аттестации в форме тестирование с использованием компьютера обучающиеся выполняют работу на компьютере. Оценивается работа экзаменационной комиссией по критериям с последующим переводом баллов в отметку по пятибалльной шкале. 3.8. Итоговая отметка выставляется следующим образом: Для учащихся по семейной форме образования как среднее арифметическое между годовой отметкой и отметкой, полученной, учащимися в ходе промежуточной аттестации. Положительная итоговая отметка не может быть выставлена при получении неудовлетворительной отметки по результатам промежуточной аттестации. Если хотя бы один предмет в ходе промежуточной аттестации сдан не неудовлетворительную оценку, то итоговые отметки выставляются по всем предметам, кроме несданного. 3.9. Пересдача одного или более предметов, по которым имеются неудовлетворительные результаты, возможна не ранее чем через 2 недели после сдачи промежуточной аттестации в конце учебного года. При получении неудовлетворительной отметки по двум или более предметам повторная аттестация проводится в августе или сентябре. После положительной сдачи промежуточной аттестации и выставления итоговых отметок осуществляется перевод учащегося в следующий класс в соответствии с Положением о переводе, отчислении и восстановлении учащихся. 3.10. Заявления учащихся и их родителей, несогласных с результатами промежуточной аттестации или с итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном порядке апелляционной комиссией гимназии в соответствии с Положением об апелляционной комиссии. 3.11. Оформление документации по итогам промежуточной аттестации учащихся. По результатам промежуточной аттестации, учащихся и в обязательном порядке оформляется в протокол и итоговая ведомость, которая утверждается приказом директора гимназии и согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося. Итоговая ведомость составляется в двух экземплярах, один из которых выдается на руки родителям (законным представителям) учащегося, а другой хранится в личном деле учащегося. Письменные работы и бланки фиксации устных ответов учащихся в ходе промежуточной аттестации хранятся в архиве учебной части в течение одного года. Протоколы по результатам промежуточной аттестации и итоговые ведомости отметок обучающегося по форме семейного образования хранятся весь период обучения данного класса, после чего сдаются в архив. 3.12. Обязанности администрации гимназии в период подготовки, проведения и после завершения промежуточной аттестации учащихся. В период подготовки к промежуточной аттестации учащихся администрация: - Организует обсуждение на заседании педагогического совета вопросов о порядке и формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе отметок и ее результатов; - Доводит до сведения всех участников образовательного процесса о сроках проведения промежуточной аттестации учащихся и перечень предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также формы ее проведения. - формирует состав аттестационных комиссий по учебным предметам; - фрганизует экспертизу аттестационного материала; - организует необходимую консультативную помощь учащимся при их подготовке к промежуточной аттестации. После завершения промежуточной аттестации администрация гимназии организует обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений учителей предметников и педагогического совета. 4. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов. 4.1. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов после освоения ими общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного общего) образования является обязательным. 4.2. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов проводится по завершении учебного года в виде письменных и устных экзаменов. Форму проведения письменных экзаменов устанавливает Министерство образования РФ, устных экзаменов – общеобразовательное учреждение. 4.3. Выпускники 9-го класса проходят итоговое собеседование по русскому языку как условие допуска к Государственной итоговой аттестации. 4.4. Выпускники 9-го класса сдают не менее четырех экзаменов: письменные экзамены по русскому языку и алгебре, а также два экзамена по выбору выпускника из числа предметов, изучаемых в 9-м классе. 4.5. При проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов руководствоваться Положением Министерства образования России. 5. Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при прохождении промежуточной (итоговой) аттестации. 5.1. Балл «5» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также письменных работах, последние выполняет уверенно и аккуратно. Балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательно и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки. Балл «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3» зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий. Балл «2» ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки. Нормы оценок (итоговые и текущие) по предметам соответствуют общим требованиям. 5.2. Итоговая отметка по учебному предмету, курсу выставляется учителем на основе оценок за год, результатов годовой аттестации и фактического уровня знаний, навыков учащихся. Положительная итоговая отметка за учебный год не может быть выставлена при неудовлетворительном результате итоговых (годовых) контрольных работ в 2-8 классах, и экзаменов в 9-х классах.