Основная образовательная программа начального общего образования

Оглавление I. Общие положения ......................................................................................................... 4 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ...................................................................................................... 8 1.1 Пояснительная записка .............................................................................................. 8 1.2. Планируемые результаты освоения ООП НОО..................................................... 13 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО ... 16 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................................... 25 2.1 Рабочие программы учебных предметов, курсов ................................................... 25 2.1.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык». ...... 25 2.1.2. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение». ........................................................................................................................... 68 2.1.3. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Иностранный (английский) язык». ..................................................................................................... 107 2.1.4. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика». ...... 142 2.1.5. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир». ....................................................................................................................................... 172 2.1.6. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики». .......................................................................................... 202 2.1.7. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство». ................................................................................................................... 225 2.1.8. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка». ............. 262 2.1.9. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)». ....................................................................................................................................... 313 2.1.10. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Физическая 3 культура». ..................................................................................................................... 344 2.1.11 Рабочая программа учебного предмета «Основы православной веры» ......... 380 2.2. Программа формирования универсальных учебных действий. ......................... 391 2.3. Рабочая программа воспитания. ........................................................................... 400 3.1. Учебный план начального общего образования.................................................. 440 3.2. Календарный учебный график. ............................................................................ 450 3.3. План внеурочной деятельности. ........................................................................... 456 3.4. Календарный план воспитательной работы ........................................................ 462 3.5. Система условий реализации программы НОО .................................................. 476 3.5.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования ................................................................................. 476 3.5.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования .............................................................. 478 3.5.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы начального общего образования ................................................................................. 480 3.5.4. Информационно-методические условия реализации программы начального общего образования ..................................................................................................... 481 3.5.5. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы .................................................................................................................... 483 3.5. 6. Учебно-методические условия реализации программы начального общего образования .................................................................................................................. 486 3.5.7. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий .................. 488 1. Федеральная I. Общие положения образовательная программа начального общего образования (далее – ФОП НОО) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809). 2. Содержание ООП НОО представлено учебно-методической документацией (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объём и содержание образования уровня начального общего образования, образовательной программы1. 3. планируемые результаты освоения ЧОУ «Гимназия имени Святейшего Патриарха Алексия Второго» разрабатывает ООП НОО в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и федеральной основной общеобразовательной программой начального общего образования (далее – ФГОС НОО). При этом содержание и планируемые результаты разработанной ООП НОО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП НОО2. 4. При разработке ООП НОО ЧОУ «Гимназия имени Святейшего Патриарха Алексия Второго» предусматривает непосредственное применение при реализации обязательной части ООП НОО федеральных рабочих программ по 1Пункт 101 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2Часть 61 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 4 учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир»3. 5. ООП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный4. 6. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов5. 7. Целевой раздел ООП НОО включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО6. 8. Пояснительная записка целевого раздела ООП НОО раскрывает: цели реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися программы начального общего образования; принципы формирования и механизмы реализации ООП НОО, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов; 3Часть 63 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 4Пункт 29федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом от августа Министерства просвещения Российской Федерации 31мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный № 64100), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 569 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 2022 г., регистрационный № 69676) (далее – ФГОС НОО, утверждённый приказом № 286); пункт 16федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12декабря 2009 г., регистрационный № 4 15785),с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации февраля 2011 г., регистрационный № 19707), от 22 сентября 2011 г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный № 22540), от 18 декабря 2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный № 26993), от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Федерации Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный № 35916), от 18 мая 2015 г. № 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской 18 июня 2015 г., регистрационный № 37714), от 31 декабря 2015 г. № 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный № 61828)(далее – ФГОС НОО, утверждённый приказом № 373). 5Пункт 30ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 16ФГОС НОО, утверждённого приказом № 373. 6Пункт 30ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 16ФГОС НОО, утверждённого приказом № 373. 5 общую характеристику ООП НОО. 9. Содержательный раздел ООП НОО включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: рабочие программы учебных предметов, в т.ч. федеральные; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся7; рабочую программу воспитания. 10. Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и разработаны на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального общего образования. 11. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит: описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся8. 12. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего образования9. 13. Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, 7Пункт 31ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 16ФГОС НОО, утверждённого приказом № 373. 8Пункт 31.2ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 19.4ФГОС НОО, утверждённого приказом № 373. 9Пункт 31.2ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 19.4ФГОС НОО, утверждённого приказом № 373. 6 взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.10 14. Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы начального общего образования11. 15. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой «Гимназией имени Святейшего Патриарха Алексия Второго» совместно с семьей и другими институтами воспитания12. 16. Организационный раздел ООП НОО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования13 и включает: учебный план; календарный учебный график; план внеурочной деятельности; календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся «Гимназией имени Святейшего Патриарха Алексия Второго» или в которых гимназия принимает участие в учебном году или периоде обучения. 10Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно нравственных ценностей». 11Пункт 31.3ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 19.6ФГОС НОО, утверждённого приказом № 373. 12Пункт 31.3ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 19.6ФГОС НОО, утверждённого приказом № 373. 13Пункт 32ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 16ФГОС НОО, утверждённого приказом № 373. 7 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.1.1. ООП НОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. 1.1.2. Целями реализации ООП НОО являются: обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося в едином образовательном пространстве Российской Федерации на основе общих принципов формирования содержания обучения и воспитания, организации образовательного процесса; организация образовательного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО; - создание условий для развития духовно-нравственной сферы обучающихся, свободное развития каждого обучающегося с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации, формирование у обучающихся целостного христианского мировоззрения, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности;  создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации на основе целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей православия; раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека); о  организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных 8 обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке. 1.1.3. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: духовно-нравственное воспитание, реализации ООП НОО формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья; обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимися целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ); обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды ЧОУ «Гимназия имени Святейшего Патриарха Алексия Второго» свободного развития 9 каждого обучающегося с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации.  Организация систематического и системного изучения православной веры, религии и культуры;  человека;  Формирование духовной и нравственной ответственности богозданного Воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму;  Изучение, сохранение и развитие национальных культурно исторических традиций;  Формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии;  Воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и состраданию;  Воспитание жертвенного служения и любви посредством актуализации социокультурного опыта личности обучающегося, его размышлений о жизни и подвиге святых;  Повышение педагогической и культурологической компетентности родителей (законных представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и педагогов в процессе воспитания детей; 1.1.4. ООП НОО учитывает следующие принципы: 1) принцип учёта ФГОС НОО и Стандарта православного компонента образования (СПКО): ФОП НОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне начального общего образования; Стандарт православного компонента общего образования призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных 10 представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования. Реализация Стандарта православного компонента общего образования обеспечивает:  сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, целей и ценностей в современном обществе, поскольку именно духовные и нравственные традиции составляют основу устойчивого развития обществ;  консолидацию обществ на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных вероисповеданий;    общественное и национальное согласие; духовную безопасность личности, семьи и общества; возрождение традиционной системы духовно-нравственного воспитания, обеспечивающей развитие религиозного (православного) сознания и самосознания подрастающего поколения, что является гарантом духовного здоровья общества;  воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;  обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития. 2) принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования ЧОУ «Гимназия имени Святейшего Патриарха Алексия Второго» ООП НОО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности; 3) принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов 11 учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль); 4) принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося; 5) принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего образования, единые подходы между их обучением и развитием на уровнях начального общего и основного общего образования; 6) принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности; 7) принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный № 72558), действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и 12 санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее – Санитарно-эпидемиологические требования). 1.1.5. ООП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Наиболее адаптивным сроком освоения ООП НОО является четыре года. Общий объём аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке предусмотренными при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, Гигиеническими эпидемиологическими требованиями. нормативами и Санитарно 1.1.6. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами Гимназии имени Святейшего Патриарха Алексия Второго. При формировании индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения, объём дневной и недельной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий, объём домашних заданий должны соответствовать требованиям, предусмотренным Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. 1.2. Планируемые результаты освоения ООП НОО 1.2.1. Планируемые результаты освоения ООП НОО соответствуют современным целям начального общего образования, представленным во ФГОС 13 НОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося. 1.2.2. Личностные результаты освоения ООП НОО достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. 1.2.3. Личностные результаты освоения ФОП НОО отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. 1.2.4. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) идеалы служения Богу, Церкви, своему народу, Отечеству, семье; 2) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и Русскую Православную церковь, осознание своей этнической и национальной и конфессиональной принадлежности; 3) формирование ценностей многонационального российского общества; становление православных и гуманистических ценностных ориентаций; 4) формирование целостного, взгляда на мир, формирование представлений о Божественном происхождении мира в его органичном единстве, гармонии и разнообразии природы, народа, культуры и религии; 14 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 6) ориентация на социальную открытость, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, как открытия гармонии и красоты мира; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 9) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 10) развитие этических чувств, на основе православных ценностей — стыда, вины, покаяния, как регуляторов морального поведения; формирование отзывчивости, чувства сопереживания другим людям; 11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания программы начального общего образования обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают обучающимся применять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных учебных ситуациях. 1.2.5. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 15 1) овладение базовыми понятиями православного вероучения, выстраивающими правильное понимание отношений знания и веры, науки и религии; 2) формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия; 3) совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности, опыт духовной жизни, которые развивают такие качества ума, как память, понимание, умение сосредотачиваться, удерживать внимание, осмысленно слышать и слушать, рассуждать, отделять главное от второстепенного и др.; 4) сформированность нравственного отношения к знанию: знания не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству; 5) умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; 6) овладение навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».